volchkov.jpg
Главная
Афган до войны PDF Печать
Автор: Administrator   
28.12.2008 00:00

Афган до войны

Борис Анатолиевич Титов прибыл на должность советника по эконо­мическим вопросам посольства СССР в Афганистане в 1973 году. Он стал непосредственным участником тех перемен, той большой строй­ки, которая началась в этой стране при содействии Советского Союза. В своем интервью он рассказывает о том, каким был Афганистан до войны и как развивалось экономическое сотрудничество между на­шими странами.

- Как вы попали в Афгани­стан в первый раз?

- В первый раз я приехал в Афганистан в 1960 году, еще при Захир-Шахе, с которым не раз встречался. В то время ак­тивно развивалось экономиче­ское сотрудничество между СССР и Афганистаном. Энерге­тика была одним из главных направлений сотрудничества. Афганистан в то время особен­но нуждался в строительстве гидроэлектростанций. По обра­зованию я инженер-строитель гидроэнергетик. В 1957 году работал в Министерстве элек­трификации и энергетики в управлении внешних связей. Занимался многими объектами гидротехнического строитель­ства. Как раз тогда начиналось строительство ГЭС в Афгани­стане - плотины в Пули-Хумри. Потом работал на строительстве крупнейшей в то время в Азии ГЭС на реке Кабул недалеко от столицы Афганистана. На этих объектах я работал главным инже­нером участка строительных работ.

А при каких обстоятельст­вах вы встречались с Захир-Шахом?

- Захир-Шах был королем Афга­нистана и самым богатым челове­ком в этой стране. Он очень живо интересовался ходом строительства объектов. Более того, он часто при­езжал на объекты, общался с инже­нерами... Естественно, мы с ним то­же встречались и обсуждали детали строительства. Он был очень добро­желательным и интересующимся человеком.

- А когда вы приехали в Афга­нистан на должность советника по экономическим вопросам?

-  По возвращении в Москву я был переведен на работу во Всесо­юзное объединение Технопромэкспорт государственного комитета по внешнеэкономическим связям. В 1973 году мне было предложено по­ехать советником по экономиче­ским вопросам в посольство СССР в Афганистане. Это достаточно серь­езная должность с большим объе­мом работы и высоким уровнем от­ветственности. Так я с семьей, же­ной и сыном, приехал работать в Кабул. К этому времени в Кабуле уже имелся построенный силами наших специалистов большой комплекс посольства, торгпред­ства и аппарата экономиче­ского советника. Там была своя школа для детей до 8-го класса, больничный ком­плекс, спортплощадки, бас­сейны... Мы жили в пяти­этажном типовом доме. Квар­тиры тоже были примерно одинаковые - 2-комнатные с кухней и всеми удобствами. Кабул не очень зеленый го­род, зато за чертой города природа была просто велико­лепная. Кстати, посольский комплекс был огорожен, и на его территории тоже было много зелени. Мы туда еще взяли свою собаку - у нас был черный доберман, ее звали Гера. Гуляли там с ней... Ко­гда надо было куда-то по­ехать, нас отвозили на маши­не. Так что затруднений с передвижением v нас тоже не было.   Работал   я   там   до   июня 1979 года.

- А каким было в те годы отно­шение к россиянам?

- Советником по экономическим вопросам я начал работать при Дау-де. Вообще в Афганистане отноше­ние к Советскому Союзу и всему, что с ним связано, всегда было вни­мательное и обязательное. Три пя­тилетки экономического развития Афганистана были спланированы при помощи наших советников.

У меня всегда было впечатление, что более близкого государства, чем Советский Союз, у Афганистана не было. С русскими были готовы раз­делить последнюю лепешку и по­следнюю чашку чая.  Моя жена вспоминает, что, когда они с нашим шофером Мишей ездили на рынок, им продавали продукты дешевле, чем остальным. Даже для нашей со­баки выбирали специально лучшие куски мяса, говорили при этом что «это для мадам Геры». Отношение всегда было внимательным, чутким и исполнительным. Причем у всех: от простого рабочего до самых выс­ших чинов. Это касалось и президента Дауда. По долгу службы мы с ним обсуж­дали некоторые вопросы, и было видно его теплое отношение к нам.

-    Как развивались экономические отноше­ния Советского Союза и Афганистана?

- В Афганистане Со­ветский Союз строил очень много крупных объектов. Например, как я уже говорил, южнее Ка­була - ГЭС Наглу, мощ­ная, с плотиной высотой в 117 метров, ниже - Джелалабадский комплекс, который позволял оро­сить 25 тысяч гектаров земель. Правда, из-за то­го, что земли в этом рай­оне были каменисто-на­сыщенные, не очень пло­дородные,  сельское хозяйство свелось к выращиванию цитрусовых и оливок. Кроме этих объектов одним из важнейших бы­ло строительство дороги через Саланг. Советский Союз построил и мост Хайратон, по которому позд­нее советские войска были выведе­ны из Афганистана.

Надо еще отметить строительст­во железнодорожного перехода че­рез речку Кушка - благодаря ему вагоны могли разгружаться на Аф­ганской стороне. Ну, и строительст­во автодороги из Герата, параллель­но границе с Ираном до Кабула. Дальше дорога шла до Кандагара. Эта магистраль связала север и юг страны, и была построена при тех­ническом содействии Советского Союза. -   А что входит в понятие «техническое содействие»?

В понятие «техническое содей­ствие» входит предоставление кре­дитов, и в счет этих кредитов ко­мандируются специалисты - инже­неры и проектировщики, поставля­ется оборудование и техника. В Аф­ганистане своих специалистов не было, была только рабочая сила, часто неквалифицированная. Кетати, Советский Союз построил в Ка­буле политехнический институт и машиностроительный техникум, а также многопрофильный техникум в Мазари-Шарифе. Это очень круп­ные учебные заведения.

- А что еще поставлял Совет­ский Союз Афганистану?

- Афганистан интересовали как твердые полезные ископаемые, так и нефть с газом. Поэтому в Афгани­стане работало очень много наших геологов. В соседних Афганистану советских республиках были и нефть, и газ, а у Афганистана - нет, и горюче-смазочные материалы всегда закупались у Советского Союза. Основным предметом заку­пок в СССР были бензин, дизельное топливо, машинное масло, спички и резиновые калоши. Но главное, конечно, горючее. Поэтому наши геологи интенсивно искали прежде всего нефть и газ. Нефти найти не удалось, а вот газ нашли. Даже ста­ли подавать газ в Советский Союз тремя нитками через Амударью, но подача была неустойчивая, тогда решили построить вантовый пере­ход, то есть мост через Амударью, по которому проходил бы газопровод. Эти поставки были нужны со­ветским республикам и одновре­менно были частью погашения кре­дитов, которые Советский Союз да­вал Афганистану. Кстати, рассчи­тываясь за долги, Афганистан по­ставлял в Советский Союз еще и овощи, фрукты, каракуль и другие товары.

Какие были у Афганистана внешнеполитические ориентиры помимо сотрудничества с Совет­ским Союзом?

- Были еще планы на сотрудни­чество с США, но это в основном южная часть Афганистана - Канда­гар и прилегающие к Пакистану зо­ны. Население там отличалось от населения северной части Афгани­стана и по своему национальному колориту, и по менталитету. Но это не вызывало особенных не­удобств или споров - зоны воздей­ствия были четко поделены: юг -США, север - СССР.

Какие настроения были в Афганистане в те годы?

- Молодежи не нравились ори­ентиры Дауда. У него были про­иранские взгляды, он был ориенти­рован на мусульманские страны -Саудовскую Аравию, Иран. Это вы­зывало споры, и в итоге в апреле 1978 года молодежь захватила власть. Тогда было две фракции на­родно-демократической партии: «Парчам» и «Хальк» В переводе это означает «знамя» и «народ». Во главе стояли Hyp Мухаммед Тарра-ки и Бабрак Кармаль. Конечно, все они позиционировали себя как вы­ходцев из народа. Кстати, несмотря на то что состоялась революция, Советский Союз не прекратил рабо­ты на объектах, в Афганистане ос­талось большое количество совет­ских специалистов.

- А каково было ваше отноше­ние к вводу советских войск в Афганистан?

- Когда Советский Союз вводил войска в Афганистан, мы думали и о безопасности советских граждан, находящихся на территории стра­ны. Их надо было защитить и от бандитских вылазок, и от военных действий, и от беспорядков. В Аф­ганистане всегда гордились тем, что ни разу за свою историю страна не была никем захвачена или коло­низирована. В этот раз правитель­ство Афганистана долго и настой­чиво просило у Советского Союза содействия.

Очень трудно судить о правиль­ности решения о вводе войск. И хо­тя политическая подоплека этого события изначально была ясна, о тактической стороне вопроса ду­мали мало. В стране, где 80 процен­тов территории - горы, советским войскам будут уготованы небыва­лые испытания и горечь потерь.

 

Беседовала Лиза Титова.