img_3102.4c239fa2a1d24afa82e5209f5077d106.jpg
Главная
Частные военные компании: вчера, сегодня…завтра? PDF Печать
Автор: Administrator   
31.07.2008 00:00

Частные военные компании: вчера, сегодня…завтра?

 

Олег Валецкий

Журнал «Боевое Братство»

 

В современных международных миротворческих операциях частные военные компании (РМС – private military companies) становятся равноправными правовыми субъектами наряду с формированиями вооруженных сил. По заключению американских экспертов, корпорации такого типа будут и далее играть все большую роль в войне - по опыту войн в Ираке и Афганистане. Эти компании также берут на себя все больше функций армии и полиции. война

Однако частными они являются лишь относительно, потому что преследуют фактически те же цели и действуют по тем же планам, что и регулярная армия, правда, им предоставлена большая свобода в выборе средств для достижения целей.

Современные частные военные компании получили статус равноправных участников военных операций в ходе войн на территории бывшей Югославии. Правительство США вначале заставило в феврале 1994 года президента боснийских мусульман Алию Изетбеговича и лидера Хорватии Франьо Туджмана подписать договор о прекращении боевых действий между хорватами и мусульманами, а затем объединить их в военном союзе против сербов. Реализацию этих соглашений США доверило специально созданной компании MPRI (Military Professional Recourses Incorporated). Она собрала несколько десятков видных американских отставных офицеров, которые и занялись соответствующей подготовкой высшего звена армий Хорватии и Боснии. Успешные наступательные операции, проведенные весной - осенью 1995 года против сербов, в немалой доле заслуга MPRI. Эта же компания продолжила работу с, так называемой, Освободительной Армией Косова (по-албански - УЧК) в 1998-99 годах в Албании, показательно ее появление в 2000-2001 годах в Македонии.

Войны в Афганистане (с 2001 года) и Ираке (с 2003 года) умножили число частных военных компаний. Они получили на подрядной основе контракты от министерств и ведомств США и Великобритании, от многих солидных западных фирм, занимавшихся различными видами деятельности, и, прежде всего нефтедобычей, транспортом, энергетикой и водоснабжением. Изначально эта сфера деятельности находится под плотным контролем западных спецслужб, в первую очередь американских и британских. И получение компаниями лицензии на работу в этой области весьма зависит от проводимой ими политики. Оправдывается это тем, что частные формирования самостоятельно противостоять хорошо вооруженному противнику не могут и, как правило, заранее заручаются поддержкой армейских частей, в первую очередь сил спецназа. Более того, частные воинские формирования предпочтение при трудоустройстве отдают ветеранам сил специального назначения, а нередко у них работают и действующие военнослужащие, специально для этого берущие отпуска. И неудивительно, поскольку в частных компаниях военнослужащие получают от 200 до 1000 (иногда и больше) долларов в день, тогда как в армии США солдаты и сержанты получают от 1000 до 4000 долларов в месяц.

Преимущество в отборе кандидатов - у ветеранов американского спецназа, в то время как остальным, прежде всего иностранным гражданам, достаются в лучшем случае места простых охранников. Да, и еще, вопреки расхожему мнению - военные компании своих людей (американцев, англичан) берегут. Видимо играет роль высокая страховка каждого из них (от 100 тыс. долларов). А всего же в Ираке число военных сотрудников частного профиля выросло с 20 тыс. в 2003 году до 126 тыс. в 2007-м.

Как правило, частные военные компании используют персонал следующим образом. Местных нанимают с помощью уже существующих структур безопасности. В качестве иллюстрации можно привести пример, когда в 2004 году в Ираке, в том числе в Курдистане, был проведен наем местного персонала для обеспечения охраны нефтяных полей и нефтепроводов - всего 15000 человек. Особого внимания качеству личного состава тут не уделяется. Заработная плата для данной категории составляет от 250 до 500 долларов. Более подготовленная часть местного персонала используется для задач по сопровождению и личной охраны, в системе обучения и для менее ответственных поручений.

Для работы в личной охране привлекается западный персонал с оплатой от 8-9 тысяч долларов и выше. В Ираке американские, британские и австралийские компании получают привилегированное положение, разрешение на работу выдается гражданам этих стран в первую очередь.

Ныне во всем мире существует достаточно широкий рынок охранных услуг, отнюдь не ограничивающийся Ираком и Афганистаном. Так, в декабре 2003 года в Секторе Газа погибли трое охранников американской дипломатической миссии, являвшихся сотрудниками частной компании. Достаточно широко подобные компании работают в Африке (например, в Сьерра-Леоне, Либерии и Анголе). Частные компании осуществляют набор рекрутов для международных полицейских акций, охрану аэропорта Багдада, контроль нефтяных полей, трубопроводов и энергетической системы Ирака. Кроме того, охраняют посольство США и президента Афганистана, сопровождают конвои ООН в Ираке и Афганистане, обучают армии Ирака и Саудовской Аравии, предоставляют услуги военных переводчиков, контролируют тюрьмы в Ираке и Афганистане, разминируют территории и уничтожают неразорвавшиеся боеприпасы, обеспечивают противопожарную защиту, снабжение войск, авиаразведку, охрану кораблей от пиратов и т.д.

В то же время следует учитывать, что задачи, решение которых берут на себя РМС, несмотря на миллионные контракты, как правило, решаются не в полной мере. В погоне за деньгами компании не уделяют должного внимания профессиональной подготовке кадров. Случается, что формирования, чаще британские, занимаются обычной «отмывкой денег».

В результате эффективность этих компаний, несмотря на огромные деньги, выкачиваемые из иракского бюджета, очень низкая.

Например, личный состав полиции Ирака, подготовленный частными центрами, плохо обучен и в ее рядах оказалось немало криминальных элементов. В армии недостаточное внимание уделяется огневой и специальной подготовке, блокпосты плохо оборудованы, подразделения спецназа не приспособлены к ведению разведывательно-диверсионных действий, не организована на должном уровне проводка конвоев. Между тем, «коалиционные» войска служб на блокпостах передоверили именно местным силам.

В Ираке существуют четыре ведомства, располагающих вооруженными формированиями, — армия, полиция, органы госбезопасности, гражданская гвардия. Они в свою очередь поделены между курдской, шиитской, суннитской общинами. Соответственно, управление ими весьма затруднено. Положение усугубляется тем, что и общины поделены между несколькими партиями, созданными по клановому признаку. Таким образом, получается, что в районах конфликтов параллельно действуют три силы, выполняющие, по сути, одну задачу: армия «коалиционных» сил, местные вооруженные формирования и РМС. Поскольку между ними не всегда четко налажено взаимодействие, нередки и конфликты.

В июне 2005 года американская морская пехота арестовала группу сотрудников американской же компании, обвиняя в открытии огня по армейским позициям. Аналогичный случай отмечен в Афганистане, где два американских офицера вступили в конфликт с охраной. В Ираке персонал румынской компании был обвинен в убийстве офицера иракской национальной гвардии. Тим Спайсер, участник ряда авантюр в Африке и Новой Гвинее, даже разместил в Интернете снимки, на которых группа служащих одной из британских военных компаний открывает без всякой причины огонь по иракским гражданским лицам.

Следует подчеркнуть, что служба в РМС отнюдь не всегда безопасна. Первый тревожный сигнал поступил в марте 2003 года. В результате обстрела конвоя в городе Фалуджа одна из машин сопровождения была подбита. Собравшаяся толпа вытащила из машины охранников (некоторые из них были еще живы), а затем, облив горючим, подожгла их, и все это было снято на видеокамеру.

Общие потери среди охранников частных военных компаний к середине 2007 года составили более 900 человек. Из них около десяти — россияне.

Если учесть финансовые затраты на содержание этих структур, надо признать, что эффективность их невелика. Иного нечего и ожидать от компаний, чьи охранники располагают лишь автомобилями и автоматами (к слову, предпочитают не американские М-16 или М-4, а советский АК).

Конечно, появление подобного рода компаний является объективным процессом, и они растут как грибы после дождя по всему миру. На Западе зря деньги не выбрасывают.

Но вот появились такие компании и на территории бывшей Югославии. Так, американцы решили создать в Хорватии центр по найму и обучению местного персонала, тем более что хорватская группировка находится в составе международного контингента в Афганистане. Сербы, ознакомившись с практикой западных компаний, также решили попробовать себя в этом деле и оказались в одних рядах со своими былыми врагами. Бывший командующий жандармерией генерал Горан Радосавлевич после ухода в 2004 году в запас стал директором охранной компании. Он предпочел набирать рекрутов для отправки в Ирак из числа действующих сотрудников жандармерии, официально находившихся в отпуске. Однако, несмотря на ажиотаж вокруг ситуации, все закончилось тем, что в Ирак успели уехать лишь единицы, подписавшие индивидуальные контракты. Ни американцы, ни тем более щедрые лишь на обещания англичане, в партнерах уже не нуждались.

Нет сомнения, что рано или поздно этот процесс придет и в Россию. Тот же «Газпром» в 2006 году потребовал для своих охранных структур особых прав на территории России, такие же права требовало охранное предприятие «Лукойла». Другое дело, что свою деятельность российские военные компании будут вести в пределах России, а в Ирак вряд ли их будут приглашать. Что касается международного рынка охранных услуг, то российские ЧОПы и сами особых амбиций на этот счет пока не имеют.

Кстати, ошибочно мнение, что русским в Ираке работать безопасно, потому что их якобы любят. Как их «любят», проявилось 3 июня 2006 года, когда в Багдаде подверглась нападению местных моджахедов машина посольства России. В результате сразу же был убит охранник посольства Виталий Титов, являвшийся сотрудником группы «Заслон»; третий секретарь посольства Федор Зайцев, а также сотрудники Ринат Аглиулин, Анатолий Смирнов и Олег Федосеев были захвачены в заложники, а затем убиты.

Итак, главную причину растущей популярности частных охранных предприятий следует искать в трансформации мировой экономической системы, в глобализации. Современные транснациональные корпорации, располагающие сотнями миллионов долларов, нуждаются в защите своих кошельков ничуть не меньше, чем государства. Именно поэтому корпорации предпочитают неповоротливым армейским формированиям отряды оперативного реагирования частных военизированных компаний.

Важно и то, что в современном обществе люди с усердием выполняют обязанности по отношению к работодателю только за деньги, понятие же долга по отношению к государству, Отечеству, обществу все более размывается.