file0167.4c239fa2a1d24afa82e5209f5077d106.jpg
GISMETEO: Погода по г.Самара
Главная Новости Межрегиональная конференция участников локальных войн
Межрегиональная конференция участников локальных войн PDF Печать
Автор: Денис   
12.01.2011 14:04

Межрегиональная конференция участников локальных войн

8 декабря 2010 года в зале конференц-связи Приволжского филиала ОАО «Ростелеком» (Садовая, 292) состоялась межрегиональная видеоконференция на тему «Совершенствование законодательства в сфере реабилитации и улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов локальных войн членов семей погибших защитников Отечества».

 Ее организатором выступили Самарское региональное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО» и Самарская региональная общественная организация инвалидов войны в Афганистане при технической поддержке Приволжского филиала ОАО «Ростелеком».

По итогам конференции будет сделано коллективное обращение на имя Президента РФ Д.А.Медведева, премьер-министра В.В.Путина и министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голикову с предложением принять государственную программу по обеспечению жильем инвалидов, ветеранов боевых действий и членов семей погибших. Просим Вас ознакомиться с выступлениями участников конференции и высказать свои предложения по затронутым темам на форуме нашего сайта, или отправив их письмом в редакцию нашей газеты: 443074, г.Самара, ул.Мориса Тореза, каб.11, СРО ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО». Нам чрезвычайно важно ваше мнение. Возможно, ваши предложения так же лягут в основу обращения к первым лицам государства.

Это уникальная видеоконференция, первая подобная в Самаре, которая объединила посредством телекоммуникаций ветеранов локальных войн из Самары, Саратова, Кирова и представителей региональных властей. В режиме он-лайн они обсудили актуальные проблемы выделения жилья и реабилитации участников войн в Афганистане, Чечне, других «горячих» точках.

В работе конференции приняли участие:

Самара:

- Мастерков Андрей Владимирович, председатель СРО ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО» и Самарской региональной общественной организации инвалидов войны в Афганистане, депутат Думы г.о.Самара;

- Рузанова Валентина Дмитриевна, зав.кафедрой гражданского и предпринимательского права Самарского государственного университета.

- Яковлев Олег Григорьевич, начальник Самарского областного клинического госпиталя для ветеранов войн;

- Устинова Елена Владимировна, главный консультант Управления реализации государственной политики по социальной защите инвалидов Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области;

- Самилкина Ирина Викторовна, начальник отдела формирования Департамента по управлению имуществом;

- Найда Валентин Михайлович, ведущий конференции, зам.председателя по социальным вопросам СРО ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО».

Саратов:

- Сарбеев Сергей Николаевич, зам.председателя Саратовского регионального отделения ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО»;

- Председатель городского отделения СРО ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Шосток Анатолий Владимирович.

Киров:

- Мышкин Владимир Николаевич, председатель Кировского регионального отделения ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО»;

- Шанцева Ирина Владимировна, начальник управления Департамента социального развития Кировского области;

- Дзюба Николай Григорьевич, главный врач Кировского госпиталя ветеранов войн.

А.В.Мастерков, г.Самара:

«Нужна государственная программа!»

Уважаемые коллеги, участники боевых действий, члены семей погибших! Конечно, круг вопросов, связанных с ветеранами, инвалидами локальных войн, членами семей погибших достаточно широкий. Но мы изначально остановились на двух приоритетных вопросах: обеспечение жильем и реабилитация. Мы убедились, что 122-й закон показал свою несостоятельность в решении этих вопросов, мы видим, как федеральная власть передает полномочия региональным властям, но последние, не имея финансовых подкреплений, не готовы решать вопросы государственного уровня. Наша страна готовится к Олимпиаде, недавно выиграли возможность проведения Чемпионата мира по футболу в 2118 году. Мы видим потенциал развития. Но участники боевых действий, инвалиды, члены семей погибших остаются за бортом.

Мы рады за участников Великой Отечественной войны, наконец-то вышел указ, который обеспечил всех нуждающихся жильем. Но наши надежды были связаны и с нашей категорией. Мы надеемся, что руководство страны примет решение по созданию программы, которая будет обеспечивать нуждающихся жильем. Только в Самарской области их насчитывается 1500 человек. По итогам этой конференции мы сделаем обращение к Президенту РФ, попробуем обратиться и в правительство Самарской области, к Губернатору. Нам хочется, чтобы власти обратили внимание на существующие проблемы. Хочется также особо поблагодарить Рыбникова Игоря Владимировича за предоставленную возможность провести конференцию.

В.Д. Рузанова, г.Самара:

«Законы должны быть понятны людям»

Как юрист и преподаватель я считаю, что любой закон должен быть понятен тем, кого он касается. Необходимо создание сборников, которые излагали бы законодательный материал с комментариями. В настоящий момент льготы ветеранов и инвалидов локальных войн изложены так, что самостоятельно понять невозможно.

В России действует Жилищный кодекс, который вступил в силу с 1 марта 2005 года. Есть лица, которые встали на учет для получения льгот до 1 января 2005 года, есть те, кто встал после 1 января 2005 года. Совершенно непонятно, что подразумевает закон, когда называется эта дата. Я попыталась с этим разобраться. Если льготополучатель встал на учет до 1 января, то он встал по тем правилам, которые существовали до принятия Жилищного кодекса. Но перейдя в 2005 год, на льготополучателя стали распространяться ныне действующие льготы. Если до 2005 года все льготы реализовывались за счет федерального бюджета, то после эта обязанность и в плане полномочий, и в плане финансирования была переложена на субъекты. Поэтому в зависимости от того, когда человек встал на учет, он получает льготы из бюджетов разных уровней.

Система льгот выражается в специальной учетной норме, норме предоставления жилья, в выплатах, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг.

Как сформулирована льгота по обеспечению жильем? Она существует в двух видах: в форме обеспечения жильем по специальным нормативам и в форме социальной выплаты. Законодатель, заявив две формы реализации нормы, совершенно не урегулировал соотношение этих норм и порядок их реализации. Реализация закона передана муниципальным органам, хотя финансирование, по идее, должно идти из федерального бюджета. Муниципальные органы практически не имеют на это денег. Гражданину выгоднее получить жилье, чем социальную выплату, которая мизерна и при этом рассчитывается только на льготоносителя. Раньше было так: если в семье есть льготник, льготой пользовалась вся семья. Теперь в законах этого нет. Вот в чем сегодня социальная несправедливость. Кроме того, раньше нормативы рассчитывались, исходя из жилой площади, в настоящий момент – исходя из общей. Сейчас цифры по площади называются выше, а фактически это те же метры, что и раньше, плюс к этому, рассчитанные только на льготополучателя, без учета членов семьи. Таким образом, сами льготы не приобретают того значимого социального характера, которые должны иметь.

Второй момент, который я бы тоже изменила: вопросы со сроками. Нам говорят: «Вы встали на учет – и стойте. Придет время, вы все получите». Но сегодня необходимо ставить вопрос о сроках реализации льгот. И если эти сроки не будут выдерживаться, мы должны иметь право через суд обязывать соответствующие органы реализовывать наши льготы. К примеру, если в течение какого-то срока ветерану локальной войны не предоставляют жилье – он должен автоматически получать право на социальную выплату. Но социальная выплата должна быть такой, чтобы она в материальном выражении была не меньше стоимости квартиры, которую человек должен был бы получить, стоя в очереди.

Мои предложения такие:

— систематизация законодательства таким образом, чтобы законы были понятны людям, тем, на кого эти законы направлены.

— решение вопроса о большей унификации льгот, так как в данный момент существует излишнее деление льготников.

— решение вопросов о сроках реализации льгот, об установлении конкретных сроков.

Эти вопросы решаемы с точки зрения закона. Если мы будем добиваться изменения законодательства, то в целом мы сможем сами повлиять на реализацию своих прав.

И.В.Самилкина, г.Самара:

«На 530 тысяч купить квартиру проблематично»

По состоянию на 1 декабря 2010 года в г.о.Самара на учете состоят 685 участников боевых действий, из них 507 ветеранов встали на учет до 2005 года. в соответствии с законом Самарской области от 11 июня 2006 года №86 ГД. По этому закону ветераны боевых действий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. А те, кто встал после 1 января, обеспечиваются жильем по договору социального найма.

Как рассчитывается социальная выплата для ветеранов боевых действий? В соответствии с этим законом предусмотрены нормы предоставления жилого помещения для ветеранов боевых действий. Это 18 кв.м. общей площади. Подчеркну: только для льготоносителя. Приказом Министерства регионального развития РФ установлена стоимость кв. м. В Самаре она составляет 29 450 рублей. Конечно, реально рыночная цена 1 кв.м больше. Таким образом, размер выплаты ветерану боевых действий составляет 530 тысяч 100 рублей (29450 умноженные на 18 кв.м). Ветеран, который стоит на учете у нас в департаменте, предоставляет нам пакет документов, мы готовим постановление, в результате чего человек должен подобрать себе жилье на эту сумму, либо, если у него возможность, добавить свои средства. Сами понимаете, что на 530 тысяч в Самаре купить проблематично. Мы приглашали в наш департамент 200 ветеранов боевых действий. Из них только 30 ветеранов согласились на социальную выплату. На сегодняшний день из них только 11 реализовали социальную выплату, то есть купили жилье. Есть те, кто согласился на выплату, но до сих пор не могут приобрести жилье за эти средства. Очень маленькая выплата и маленькое количество квадратных метров приводит к такой ситуации.

Человек может отказаться от соцвыплаты. В этом случае он должен написать заявление об отказе, после этого он окажется в очереди и будет стоят в ней до момента получения жилья…

А.В.Шосток, г.Саратов:

«Нужно идти во власть!»

Хотелось бы поделиться нашими наработками по Саратовской области. В Саратовской области «Боевое братство» является локомотивом всего ветеранского движения. Считаем, что именно от работы ветеранских организаций зависит, будет нас замечать власть или нет. Не плакать, не просить, а именно работать, своей работой доказывать, что мы достойны помощи. А лучше, если это будет не помощь, а заслуженное поощрение.

Мы сделали вывод: нам с вами, боевые друзья, надо идти во власть. Другого пути нет. Или во власть, или в органы, которые контролируют власть. В Саратовской области сейчас сложилась такая ситуация: мы своих представителей включили в состав экспертного совета по экспертизе нормативно-правовых актов при правительстве Саратовской области.

Что это нам дает? На сегодняшний момент через экспертный совет проходят все целевые программы области. Без утверждения нашего совета губернатор не подписывает ни одной программы. Не поверите: чиновники за нами ходят и просят. И мы имеем возможность аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Недавно наша комиссия по военно-патриотическому воспитанию, которую в составе экспертного совета я возглавляю, рассматривала законопроект, долгосрочную целевую программу по развитию ЖКХ и капитальному строительству. Там на приобретение жилья для ветеранов была заложена просто смешная сумма. Мы добились того, что эту сумму сделали реальной для обеспечения квартирами как минимум 300 ветеранов. И такие квартиры, живые, настоящие, в независимости от социальных норм они получат. Но это в перспективе до 2015 года. Деньги будут идти как из федерального, так и из местного бюджета.

Силами ветеранской организации совместно с Пенсионным фондом мы продавили закон о доплате в Саратовской области за боевые ордена из областного бюджета. Четыре категории кавалеров боевых орденов получают в области специальные доплаты. Каждый ветеран также через пенсионный фонд получает специальную доплату – субсидию на услуги ЖКХ, порядка 400-500 рублей. Это живые деньги, а не мифические льготы.

Многие наши ветераны не согласны с понятием льготы. Раньше, как все помнят, создавали миллион льгот, которые практически не действовали. Они, более того, нам просто вредили. Поэтому мы за то, чтобы все льготы реализовывались в денежном выражении. А если это касается жилья – то в квартире или денежной выплате, достаточной для приобретения жилья.

У нас в организации состоят многие муниципальные чиновники, бывшие военнослужащие. И они заинтересованы в том, чтобы своих боевых братьев не бросить в беде. Поэтому средства изыскиваются. Сумма в 500 тысяч рублей достаточна, чтобы в пригороде Саратова, например, приобрести двухкомнатную квартиру. В больших городах, это, конечно, трудно сделать. Но в районах такие суммы очень помогают.

Еще один момент. «Боевое братство» заключило официальные договора с юристами различных направлений. И сейчас наших товарищей, не только членов организации, мы направляем к этим юристам, которые бесплатно помогают решать различные юридические вопросы, формировать пакеты документов и отсуживать свои права. А мы, в свою очередь, изыскиваем возможности этих юристов поощрять, в основном, конечно, морально, но для многих это более востребовано, поскольку деньги у них есть.

Мы поддерживаем идею создания сборника законов с комментариями по проблематике ветеранов боевых действий, ветеранов всех категорий, но мы просим добавить и включить в этот сборник конкретные судебные претенденты или иные примеры реализации положений этих законов.

И.В. Шанцева, г.Киров:

«Нужны изменения в Жилищном кодексе»

Кировская область является дотационным регионом. Все, что касается федерального законодательства, мы, к сожалению, вынуждены выполнять только в рамках федерального бюджета. Хотелось бы внести ясность, что 18 квадратных метров – это не размер предоставляемого помещения. Это расчетная величина, которая учитывается при выплате субвенций из федерального бюджета. Я так понимаю, Самара тоже не выделяет своих средств, и сегодня федеральная выплата находится в рамках выделяемых субвенций. У нас эта сумма ниже, потому как средний размер стоимости одного кв.м. по Кировской области составляет 26 900 руб., таким образом у нас социальная выплата составляет 484 200 руб. За весь период предоставления (2007-2010 гг) выплатой смогли воспользоваться только 34 человека. Понято, что размер субсидии настолько мал, что приобрести квартиру могут только те люди, которые проживают в малых городах и районах, либо семья изыскивает дополнительные средства. Должна сказать, что на территории области в органах соцзащиты состоит более 8000 ветеранов боевых действий, из них 20% (1660 человек) состоят на учете в качестве нуждающихся и встали на учет до 1 января 2005 года.

Другое дело — участники Великой Отечественной войны. По ним выделяются достаточно большие суммы, только в нашей области более 3000 участников войны мы смогли обеспечить жильем.

В Кировской области с 2001 года действует областной закон, по которому мы предоставляем различные меры социальной поддержки участникам боевых действий, которые не попадают под действие федерального закона «О ветеранах». С 2005 года были внесены изменения и с 2008 года мы обеспечиваем социальной выплатой на жилье участников боевых действий. Должна сказать, что количество участников боевых действий, которых мы обеспечили за счет средств областного бюджета все-таки выше: 44 человека по сравнению с 33 из федерального бюджета. Нам удалось добиться повышения социальной выплаты с января следующего года. Она будет рассчитываться исходя из 30 кв.м., что позволит увеличить размер субсидии до 807 тысяч рублей на человека. 23 человека, на которых у нас заложены средства в бюджете, в следующем году улучшат свои жилищные условия. В этом году, к сожалению, только 13 человек смогли это сделать – средств, которые выделяются, недостаточно, и многие отказываются от социальных выплат.

У нас есть опыт на территории Кировской области, когда муниципальные органы принимают участие в обеспечении жильем. Многие слышали о городе Вятские поляны и местном заводе «Молот». В прошлом году там найти возможность из муниципального жилья выделить 37 квартир для ветеранов боевых действий.

В качестве моего предложения по совершенствованию федерального законодательства: необходимо внесение изменений в Жилищный кодекс. Если бы сегодня жилищное законодательство в своих нормативных актах предусматривало внеочередное предоставление жилья определенных категориям, было бы проще эту проблему решать. Ветераны боевых действий на территории всего российского государства стоят в одном сводном реестре и финансируются из одного источника вместе с другими категориями. Отсюда их очень сложно выделить. Еще один момент: Жилищный кодекс вступил в силу с 1 марта 2005 года. В законе «О ветеранах» по прежнему остается 1 января 2005 года. Когда мы с этой проблемой столкнулись по участникам ВОВ, Указом Президента это противоречие было разрешено,  срок отменен, у нас увеличилось количество тех, кому мы смогли помочь. Я понимаю, что сегодня вряд ли законодатель внесет такие изменения по участникам локальных конфликтов, но даже если поставят срок 1 марта 2005 года, поверьте, помочь можно будет большему количеству людей.

Хотелось бы, чтобы размер субвенций, который рассчитывается из федерального бюджета и прямо предусмотрен статьей 23.2 «Закона о ветеранах» был увеличен с 18 до 36 кв.м., точно так же, как по участникам ВОВ и семьям погибших участников ВОВ. По участникам ВОВ субсидия составляет 968400 рублей – эта сумма реальная. Ветеранам локальных конфликтов она позволила бы решить жилищную проблему. На территории области сегодня работает официальный оператор по предоставлению жилья. Он фиксирует цены на рынке жилья. И у нас уже более 500 участников ВОВ приобрели новое социальное жилье в чистовой отделке за сумму не более 970 тысяч. Притом, что вторичное жилье на рынке Кирова – 1,5 млн. за однокомнатную квартиру.

Поэтому, считаю, решение озвученных мною вопросов позволило бы активизировать процессы предоставления жилья участникам и ветеранам боевых действий.

В.М.Найда, г.Самара:

«Проблема жилья для ветеранов не решается»

У меня, когда я слушал участников конференции, возникла такая мысль: А может быть, слова «федеральные» и «региональные» льготники – это главный камень преткновения? Одни говорят – это «не наши», другие – до них еще не дошло, у нас еще ветераны Великой Отечественной... Например, когда я разговаривал с представителями Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, речь зашла о предоставлении жилья ветеранам локальных войн, там мне сразу заявили: «Это не наш вопрос, это вопрос Минэкономрзавития». Но ведь название министерства – здравоохранения и социального развития. А разве это не социальное развитие – обеспечить крышей над головой, добиться, чтобы человеку дали квартиру?

Мы в самарском «Боевом братстве» изучали различные варианты. Выяснили, что есть дома для ветеранов Великой Отечественной войны. Увидели, что есть пустые квартиры, которые стоят не один год. Так почему бы их не предоставить участникам локальных войн?

Только тогда, когда в правительстве, в думе начнут понимать, что ветераны, инвалиды — это люди наши, что все мы их посылали туда, в горячие точки, что эти люди нас защищали, тогда, наверное, вопрос будет решаться несколько по-другому. Пока мы видим, что проблема обеспечения жильем ветеранов локальных войн не двигается.

 

Вашему вниманию были представлены стенограммы выступлений участников конференции по вопросу улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов локальных войн и членов семей погибших защитников Отечества. По второму вопросу — медицинской реабилитации указанных категорий — выступали: Устинова Елена Владимировна, главный консультант Управления реализации государственной политики по социальной защите инвалидов Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области; Яковлев Олег Григорьевич, начальник Самарского областного клинического госпиталя для ветеранов войн; Дзюба Николай Григорьевич, главный врач Кировского госпиталя ветеранов войн. Поскольку это также серьезная проблема, требующая тщательного рассмотрения, в ближайшее время на сайте нашей организации и в газете будет опубликован отдельный материал.